На текущий момент для игроков этого сегмента страхового рынка сложилась сложная ситуация: с одной стороны, есть законодательное требование к туроператорам по страхованию гражданской ответственности, с другой — этот вид страхования в силу объективных причин является убыточным для страховых компаний. В этих условиях с новой методикой оценки рисков выступила Российская национальная перестраховочная компания (РНПК).
Опрос, проведенный аналитическим центром НАФИ совместно с Всероссийским союзом страховщиков (ВСС) в сентябре 2018 г., продемонстрировал слабую готовность россиян платить за страхование своего жилья по программе добровольного страхования жилья от чрезвычайных ситуаций: понимание необходимости такой защиты подтвердили лишь 38% опрошенных.
Развитие роботехники позволило автоматизировать многие производственные процессы — но и породило новую угрозу: киберриски — опасности нового уровня, от которых нужна нового же уровня защита. О киберстраховании всерьез говорили на Форуме IV Industrial IT Forum (СПб), где был представлен инновационный страховой продукт АльфаCyber.
Как стало известно из близких к Центробанку источников, регулятор намерен ограничить права страховых агентов в части продаж отдельных видов полисов для юридических лиц. Такое предложение было озвучено в ходе обсуждения мер по регулированию деятельности страховых посредников.
По статистическим данным Российского союза автостраховщиков (РСА), доля страхового мошенничества в отечественном моторном страховании весьма высока и составляет около 30% в ОСАГО, еще порядка 20% — в автокаско. Для сравнения, в Великобритании на этот сегмент страхового рынка приходится менее 10% случаев мошенничества. Нет подобных проблем и в других странах Запада.
Для среднестатистического страхователя приобретение страховых продуктов в режиме онлайн все еще остается экзотикой, но на самом деле линейка полисов, реализуемых в сети интернет, стремительно расширяется — более того, сегодня уже возможно дистанционно (без посещения офиса страховой компании) урегулировать убытки. Далее — об «онлайн-премьерах» текущего года, которые существенно повышают комфорт практического страхования.
В последнее время на рынке туристических услуг наблюдается достаточно частый исход игроков, и сегодня эксперты другого рынка — страхового — уже бьют тревогу: ряд страховщиков, специализирующихся на страховании ответственности туроператоров, рискуют оказаться на грани банкротства из-за многочисленных случаев прекращения деятельности компаний-туроператоров.
Опрос, проведенный среди руководителей страховых компаний, позволил сделать прогноз на текущий год: игроки страхового рынка уверены, что 2018-й станет годом слияний и поглощений, что приведет к росту уровня консолидации, в том числе в десятке крупнейших страховщиков. Рост рынка (+7%) ожидается, главным образом, за счет объемов страхования жизни.
Не секрет, что для российского рынка медицинского страхования долгие годы было характерно дублирование добровольным страхованием обязательного: классические полисы ДМС предусматривали стандартный пакет услуг, включающий амбулаторно-поликлиническое обслуживание, лечение в стационаре, медпомощь на дому, скорую и стоматологическую помощь. Сегодня рынок ДМС находится под воздействием двух серьезных стимулов, определяющих развитие инновационных продуктов: возросших запросов клиентов, с одной стороны, и новых возможностей, определяемых внедрением цифровых технологий, с другой.
Недавнее конъюнктурное исследование, проведенное Финансовым университетом при Правительстве РФ, показало низкий уровень цифровизации отечественных страховщиков: в среднем по стране уровень внедрения цифровых технологий не превышает 20%, и хотя более трети игроков рынка говорят об уровне 30% и выше, пятая часть компаний оценивают свою цифровизацию лишь в 5-10%.
С начала текущего 2018г. (период январь-май) доля российских автоводителей, воспользовавшихся возможностью получения выплаты с оформлением ДТП по европротоколу по схеме прямого возмещения убытков (ПВУ), в среднем по стране выросла на 6%; в отдельных регионах России — превысила 50% от всех обращений. С 1 июня нынешнего года в системе действуют нововведения, вызвавшие неоднозначную оценку экспертов.
Во всероссийском Союзе страховщиков (ВСС) отметили обнадеживающее согласие страхового сообщества с направлениями развития РФ, обозначенными в указе президента России от 7 мая 2018г.: названные руководством страны приоритеты развития страны на период до 2024 г. не противоречат положениям разработанной союзом концепции развития отечественного страхового рынка.
В отечественной системе обязательного медицинского страхования (ОМС) в прошлом году отмечены важные тенденции: граждане российской федерации стали значительно чаще обращаться по телефонам «горячей линии» за разъяснениями и консультациями (плюс 30,3% в годовом сравнении), число жалоб при этом снизилось на 29,3%. В основе позитивных изменений – работа страховых представителей разного уровня и налаживание обратной связи с медицинскими учреждениями.
Слишком агрессивные продажи сложных финансовых продуктов привлекли внимание регулятора: в марте 2018 г. Центробанк уже приглашал к обсуждению проблемы инвестиционного страхования жизни (ИСЖ) представителей банков и страховых объединений, следующий шаг — подготовка стандарта защиты прав потребителей страховых услуг, среди задач которого — создание единых правил раскрытия покупателю информации о страховом продукте.
Не имеющее аналогов явление российского страхового рынка, получившее название «автоюризм», по словам страховщиков ОСАГО, приносит в этом сегменте страхования колоссальные убытки. МВД и ФАС РФ, однако, усомнились в реальности заявляемой проблемы.
Первый контакт уровня «потребитель-страховщик» на современном страховом рынке происходит чаще всего при участии страховых агентов — физических и юридических лиц, которые действительно являются «лицом» рынка, в значительной степени формируя его (рынка) восприятие потребителями страховых услуг. Поэтому идея создания единого реестра таких агентов не удивительна — удивительно то, что разговоры об этом безрезультатно ведутся многие годы.
Согласно данным Банка России, сопоставление совокупных сборов российских страховщиков в 2017 и в 2016 гг. позволяет говорить о приросте на 8,3% (до 1,27 трлн. руб.) при абсолютным лидерстве сегмента страхования жизни по темпам роста и на фоне падения объема премий по всем остальным видам страхования за год на 0,8%. Сегменту non-life эксперты предсказывают стагнацию и на текущий 2018-й год.
Широкое использование страхования для финансирования расходов на захоронение — инициатива, принадлежащая НКО «Верум» и направленная на преодоление творящихся в отечественной сфере похоронных услуг бесчинств и связанного с этим глубокого этического кризиса в целом. Проект по использованию механизмов страхования для упорядочения ритуальных услуг направлен в Минэкономразвития.
Инициатива столичного департамента градостроительной политики, поддержанная Всероссийским союзом страховщиков (ВСС), может уже в ближайшее время обернуться появлением нового механизма управления строительными рисками — введением страхования скрытых дефектов и недостатков.