Общий экономический кризис и охватившая мир пандемия COVID-19 сформировали на самую благоприятную ситуацию в части отношения граждан к страховым инструментам. Впрочем, если этот институт и реже рассматривается сегодня россиянами как возможность сэкономить, то количество рисков от этого не уменьшается. На фоне сокращения финансовых возможностей потребителей драйвером отечественного страхового рынка реально могут стать ОВС — общества взаимного страхования.
В Центробанке обратили пристальное внимание на те практики, которые используют в своей работе российские страховщики. В ходе проведенного ЦБ РФ поведенческого надзора было выделено семь практик, классифицируемых как ненадлежащие, шесть из них относятся к сфере ОСАГО, и страхователям есть смысл приобрести понимание в отношении недобросовестных действий со стороны страховщиков.
На фоне режима самоизоляции и карантинных мер по нераспространению коронавируса эксперты и крупные отечественные страховщики прогнозируют возможное снижение цен на полисы ОСАГО и каско ориентировочно на 5-15%, а при определенных условиях — даже на 20%. Рассчитывать на скидку, по их мнению, могут только те автовладельцы, которые в период самоизоляции личными транспортными средствами не пользовались.
Идея ЦБ РФ переложить на банки затраты по страхованию ипотечных заемщиков не нашла поддержки в профильных сообществах. В намерении изменить мнение регулятора объединились банковское и страховое лобби: банкиры и страховщики видят в инициативе серьезные угрозы рынку, для раскрытия которых в Центробанк направлено соответствующее письмо.
12 и 13 мая 2020 г. в Госдуме РФ приняты во втором, а потом и в окончательном третьем чтении поправки в закон об ОСАГО, которые позволят страховщикам выбирать базовые ставки страховых тарифов, учитывая личностные характеристики автомобилиста и соблюдение им ПДД. В РСА уверены, что установление справедливого тарифа — самый верный путь к снижению аварийности на дорогах.
Счетная палата Российской Федерации проверила, насколько эффективно системно-значимые страховые компании расходовали бюджетные средства в последние годы, и озвучила неожиданную рекомендацию для государственных ведомств и правительства: целесообразность обязательного государственного личного страхования, по мнению аудиторов, сомнительна, а осуществление выплат пострадавшим напрямую из госбюджета может оказаться решением более экономным, чем страховые компенсации.
После начала первого этапа либерализации тарифов в течение последних 15-ти месяцев подряд в сегменте фиксировалось снижение стоимости полисов «автогражданки». При этом в столичном регионе 9 компаний из ТОП-10 страховщиков ОСАГО за год базовые ставки нарастили, причем для клиентов четырех из них увеличение превысило 10%. В РСА считают, что в текущих условиях ставки базового тарифа будут стремиться к верхней границе коридора, а сохранить объем сборов в ОСАГО в нынешнем году на уровне прошлого можно только в том случае, если реформа не будет остановлена.
Меры, предпринятые правительством и ЦБ РФ в условиях противостояния распространению коронавирусной инфекции, сопровождаются глубокими изменениями в экономике, которые неминуемо отразятся и на страховой области. В связи с происходящим ВСС обратился в правительство России с просьбой рассмотреть возможность отсрочить внесения налога на прибыль в качестве поддержки отрасли. Одновременно рассматриваются разные варианты смягчения ситуации для граждан и реформирование отдельных секторов рынка.
Как сообщает ВСС, отечественный сегмент страхования жизни в 2019 г. ознаменовался появлением нового драйвера по темпам наращивания объема сборов, которым стало накопительное страхование жизни. Резкий рост востребованности данного страхового продукта послужил поводом для изучения данного сегмента Международной конфедерацией обществ потребителей (КонфОП).
В конце февраля 2020г. на обсуждение были вынесены поправки к регулирующему отечественное страхование закону, допускающие появление на российском страховом рынке филиалов профильных зарубежных организаций уже с августа 2021 г. Во Всероссийском союзе страховщиков уверены: массового захода страховщиков-иностранцев опасаться не следует.
Анализ динамики развития добровольного медицинского страхования за прошлый год показал парадоксальные результаты: рекордный рост сборов по ДМС на фоне жесточайшей конкуренции между игроками и как результат — возрастание убыточности в этом сегменте страхового рынка. В 2021-2022 гг. предположительно следует ожидать запуск «чистки» портфелей у многих страховщиков из топ-10 по ДМС.
В прошлом 2019 году рынок страхования ответственности топ-менеджмента и директоров компаний столкнулся с рядом существенных убытков, что стало основой формирования нового тренда — тренда на повышение стоимости страховых услуг в данном сегменте, который, очевидно, сохранится и на ближайшие годы.
В 2020 году в обязательном страховании ответственности перевозчиков перед пассажирами готовится ряд изменений, касающихся как тарифной политики (ожидается снижение тарифов), так и гарантий обязательных выплат за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров такси. Соответствующие законодательные изменения могут быть приняты уже в ближайшую весеннюю сессию.
С 1 января 2020 г. в отечественном агростраховании отменена так называемая «единая субсидия»: в нынешнем году будет запущен новый порядок финансирования госпрограммы развития с/х, в рамках которого направляемое субъектам Российской Федерации из федерального бюджета целевое субсидирование впервые будет рассчитано с учетом региональной практики страхования сельскохозяйственных рисков.
С такой инициативой выступил Всероссийский союз страховщиков (ВСС): в союзе считают, что распространению программы страхования от чрезвычайных ситуаций может поспособствовать введение правила выдачи незастрахованным лицам жилья взамен утраченного при катастрофе природного или техногенного характера не в собственность, а исключительно на условиях социального найма.
С 28 ноября 2019 г. в России начал действовать общий порядок урегулирования споров между страхователями и страховыми компаниями: теперь споры во всех видам страхования, за исключением ОМС, до подачи иска к страховщику предполагают обязательное обращение к финансовому уполномоченному.
Новые технологии захватывают все сферы жизни. Успевает ли российский страховой рынок подхватывать мировые инновации? Оказывается, некоторый опыт использования с искусственного интеллекта есть и у отечественных страховщиков, а через две недели планируется широкое обсуждение AI для финансовых компаний в рамках форума профессионалов FinMachine CX 2019.
По оценкам экспертов российского Союза автостраховщиков (РСА) компенсационные выплаты по обязательствам страховых компаний, лишенных лицензии ОСАГО, в текущем 2019 г. могут вырасти до 12 млрд. руб. Крупнейшие расходы компфонда связывают с обязательствами лишенных лицензий компаний «Стерх» и «НАСКО».
Недавно взор регулятора обратился в сторону страховых агентов: в отличие от компаний, от имени которых агенты работают, они не поднадзорны ЦБ, что в ведомстве рассматривают как источник мисселинга (навязывания страховых продуктов). К такому выводу экспертов привел анализ работы саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций.