Реформе здравоохранения — быть
Опубликовано: 26 / 12 / 2020
|
|
|
Традиционная итоговая пресс-конференции Президента РФ сняла сомнения, которые оставались в отношении предстоящего реформирования отечественной системы здравоохранения: Владимир Путин подтвердил запуск реформы с первого дня наступающего года и даже назвал источники ее финансирования: из федерального бюджета на эту программу будет выделено 500 млрд. руб., еще +10% к этой сумме дадут региональные бюджеты.
|
|
Речь идет о реформировании первичного звена, в рамках которого буквально в ближайшие несколько лет запланировано освоить 300 млрд. руб. Более того, процесс уже запущен — на данный момент начато приобретение автотранспорта для медицинских учреждений. Цель этого этапа реформы — обеспечение полной доступности населения Российской Федерации к медицинским услугам.
Пандемия и российская система здравоохранения
Начало первого этапа реформы здравоохранения было отодвинуто на полгода из-за пандемии китайского коронавируса COVID-19, которая стала большим испытанием — но и отличной проверкой «на прочность». Результатом сложного периода стал подтвержденный практикой ответ: система здравоохранения РФ готова к оперативной мобилизации ресурсов.
Для сравнения: к началу пандемии ориентированный на прием пациентов с ковид-инфекцией коечный фонд насчитывал менее 95 тыс. единиц, число профильных врачей составляло порядка 8,3 тыс. человек; в течение 2020 г. эти показатели увеличились до 270 тыс. и 150 тыс. соответственно.
На территории страны было выстроено 40 новых специализированных медицинских центров (25% — при участии регионов, остальные — с помощью министерства обороны). Общее число медработников всех уровней, способных участвовать в противодействии эпидемии, превысило 500 тыс. человек.
Существенно продвинулось производство защитных средств, фармпрепаратов, средств дезинфекции. Результатом работы российских вирусологов стала разработка и запуск производства первой в мире вакцины против китайского вируса.
Почему финансисты поспорили с медиками по ОМС
Напомним, что не далее как в октябре текущего года представители Минфина и ЦБ РФ отказались поддержать внесенный накануне правительственный законопроект, который предполагает передачу полномочий страховых компаний по организации медпомощи силами федеральных медорганизаций Федеральному фонду ОМС.
Причина отказа — исключение из процесса частных страховщиков: по замыслу авторов законопроекта, и объемы предоставляемой медицинской помощи, и нормативы затрат отдаются в полномочия правительства, а объем финансирования РВД (расходов на ведение дел) для страховых компаний уменьшаются вдвое.
Правительству такой расклад дает к 2023 г. экономию до 6,8 млрд. руб., а в страховом сообществе в инновациях усмотрели создание условий, существенно снижающих уровень конкуренции за пациента (как в среде страховщиков, так и у самих поставщиков медуслуг) и усиливающие в управлении отраслью коррупцию и бюрократию.
Как реформировалась система здравоохранения РФ
С 1990-х годов прошлого столетия, отказавшись от советской системы Семашко, Россия взяла курс на коммерциализацию медицины. В результате достаточно хаотичных преобразований сложилась модель, включающая в себя фрагменты страховой, бюджетной и рыночной систем. В силу того, что при доминировании в здравоохранении рыночных принципов пациент в ней рассматривается как клиент, получающий медицинскую услугу — следовательно, системе выгодно наличие не здоровых, а больных граждан.
Зачатки развития страховой медицины в РФ заложены федеральным законом №1499-1 (июнь 1991г.), который в 2010 г. был заменен законом N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Конституция РФ (ст.41) по-прежнему декларируя право каждого гражданина на охрану здоровья и получение бесплатной медпомощи в государственных и муниципальных учреждениях. Однако, по данным опроса IPSOS, постсоветские преобразования около половины населения страны (48%) считают такими, которые поспособствовали расслоению граждан по уровню доступа к качественной медицине (неравенство по доходам, неравенство жителей города и деревни, неравенство регионов).
Удастся ли в рамках нового витка реформы устранить это неравенство и восстановить заявленный 100%-й доступ российских граждан к медицине? Напомним, что 12 декабря 2020 г. Минздрав и Центробанк получили от президента РФ задание совместно с ВСС (Всероссийский союз страховщиков) не позднее весны будущего 2021 г. запустить в стране ежеквартальный мониторинг состояния дел в обязательном медицинском страховании с акцентом на соблюдении прав пациентов.