На фоне изменений, происходящих в экономической и внешнеполитической сферах, в России наблюдаются определенные сдвиги и в автостраховании, в числе которых — переход к доминированию недорого каско над ОСАГО, рост числа участников дорожного движения с поддельными полисами или вообще без «автогражданки», инициативы таксистского лобби и др.
В Госдуме в очередной раз раскритиковали идею о привязке полиса «автогражданки» не к автомобилю, вернее – не только к автомобилю. На этот раз речь шла снова об инициативе депутатов от ЛДПР, которые внесли на рассмотрение законопроект, позволяющий страхователю самостоятельно выбирать, «привязывать» ли полис к транспортному средству или к управляющему им человеку.
Российский Союз Автостраховщиков подготовил настоящий подарок для отечественных автомобилистов: на базе собственного сервиса для онлайн-оформления европротокола запущена так называемая термокарта дорожно-транспортных происшествий, способная предупредить водителя об особо опасных участках на дороге, подъезжая к которым ему следует усилить внимание и контроль за движением.
Не секрет, что в добровольном автостраховании некоторые модели автомобилей, мягко говоря, являются нежелательными объектами страховой защиты по причине высоких рисков угона. Но, как оказалось, есть «изгои» и в обязательном страховании автогражданской ответственности. Можно ли застраховать нежелательное транспортное средство и как это сделать?
Глава Набсовета Российского антитеррористического страхового пула (РАТСП) рассказал, как функционирует объединение в текущих условиях, как сказываются на работе реалии СВО, каких новаций ждут входящие в пул страховщики, как приобрести актуальные знания о таком виде страховой защиты, как добровольное страхование от рисков «диверсия»/«теракт».
Первым тревогу забил Всероссийский союз страховщиков, озвучивший информацию о нулевой доле восстановительного ремонта, затем проблему с ремонтом пострадавших в ДТП автомобилей по ОСАГО обсудили страховщики и, наконец, ситуация, сложившаяся в этом сегменте обязательного страхования, была вынесена на обсуждение в Госдуме (19 января текущего 2023 г. состоялось закрытое совещание). Так что же случилось и чего ждать от такой активности рядовому страхователю?
В 2022 г. на российском рынке страхования продолжилась традиция появления игроков, удивляющих профессиональное сообщество и окрещенных «темными лошадками». Годом ранее такой неожиданностью стало появление ООО СК «Константа», выход которого на рынок Крыма хоть и прогнозировался, но стал очевиден лишь со временем. В конце минувшего года ЦБ РФ выдал в экстренном порядке сразу две лицензии никому ранее не известному ООО СК «НСК». Чем же займется неожиданно возникший новый игрок?
Недавняя презентация министерства финансов РФ содержала предложение объединить две действующие в России системы медицинского страхования — обязательного и добровольного. Хотя Минфин данную инициативу предложил включить в перечень ключевых задач стратегии развития отечественного финансового рынка до 2030 г., она пока не находит поддержку ни у депутатов, ни у экспертов.
Подготовленный Центробанком РФ обзор стабильности финансовых организаций во втором-третьем кварталах текущего года содержит указание на то, что в этот период сегменты страхования жизни и автострахования в Российской Федерации находились под прямым давлением геополитических рисков. В чем крылись эти риски и что делал регулятор для преодоления негативных тенденций? Одно из следствий негативного геополитического влияния — подорожание полисов ОСАГО.
За первые три квартала текущего 2022 г. крупнейшим отечественным страховщикам ОСАГО пришлось из сборов, которые составили почти 194 млрд. руб., выделить на выполнение полученных штрафных санкций 4,7 млн. руб. — и это лишь по 37% от общего числа попыток наказать нарушителей со стороны регулятора. За что же штрафует ЦБ России работающие в сегменте обязательной «автогражданки» страховые компании и что помогает им уклоняться от наказания?
Мошеннические дейтсвия классифицируются как трансграничные, если злоумышленники осуществляют их на территории более чем одной страны. Сегодня эта проблема стала настолько актуальной для Российской Федерации, что в рамках традиционной конференции «Барьер» представитель Всероссийского союза страховщиков (ВСС) заявил о планах в будущем 2023 г. усилить взаимодействие с другими странами по этому аспекту.
Новым совместным продуктом «Ренессанс страхованию» и сервису Яндекс Драйв удалось удивить отечественный рынок: автостраховка на базе алгоритмов (big data об использовании каршеринговых авто) — не имеющая аналогов новинка, адресованная безаварийным водителям и обеспечивающая солидную скидку.
Обязательное страхование автогражданской регистрации существует в России вот уже без малого 20 лет, и наличие полиса ОСАГО — обязанность каждого выезжающего на отечественные дороги автовладельца. Но — будем реалистами! — большое количество наших сограждан нарушают это требование, а это означает, что всем имеющим высокую концентрацию дорожного движения приходится быть готовыми к встрече с подобными автомобилями. На что может рассчитывать опасность и кто оплатит ущерб, причиненный «бесполисным» виновником аварии? Отвечаем на непраздные вопросы.
Масштабное исследование от агентства digital-аудита, включившее в себя анализ тридцатки крупнейших страховщиков, позволило определить набор ключевых факторов, формирующих индекс «внешней» digital-зрелости современного страховщика, а также отразило состояние дел по данному аспекту на отечественном страховом рынке в целом: большая часть игроков этого рынка до сих пор обходятся без мобильных приложений.
Национальное российское агентство развития квалификаций одобрило документ, утверждающий обновленные квалификационные характеристики для специалистов, работающих на отечественном страховом рынке. Согласно новому профессиональному стандарту «Специалист по страхованию», таких квалификаций теперь четыре. В формирование требований по каждой квалификации заложен общий функциональный принцип.
Разграничение, проведенное ВС РФ между процентами за пользование чужими средствами и индексацией, по мнению правозащитников, открывает новые горизонты по защите прав кредиторов: теперь ко взысканию потребители могут выставлять обе эти статьи, требуя не только начисление процентов, как это было возможно ранее, но и индексацию. Значит ли это, что страхователи станут индексировать задержанные выплаты в страховании?
Уже второе десятилетие страхование жилья на российском рынке не продвигается дальше обсуждений, причем винят в этом традиционно некомпетентных чиновников Минфина и недалеких страховщиков. Прошедшей весной ситуация сдвинулась с места: ведомство завило и внесении законопроекта, которым регионам РФ вменено в обязанность создавать добровольные страховые программы, способные обеспечить доступность страхования жилья. Каковы же перспективы этой инициативы?
Во время пандемии COVID-19 многие граждане посчитали необходимым застраховаться от риска заражения стремительно распространяющейся коронавирусной инфекцией, однако после проверки функциональности этих страховок в ЦБ РФ появились сомнения относительно правомерности задействованных правил страхования. Вслед за регулятором в возможности страхователей получить выплаты усомнилась и Генпрокуратура.
Как известно, действующий закон об обязательном страховании автогражданской ответственности предоставляет держателю полиса ОСАГО право при наступлении страхового случая выбирать по собственному желанию ремонт пострадавшего автомобиля или денежную выплату. Почему случается так, что страхователю приходится добиваться организации ремонта через суд, в то время как страховщики предпочитают расплатиться деньгами?