На форуме страховых инноваций InnoIns-2021, прошедшем 27 апреля 2021 г., был всерьез поднят вопрос о необходимости создания на отечественном страховом рынке отвечающей современным требованиям цифровой инфраструктуры как о задаче, которую следует включить в общую стратегию развития отрасли на ближайший период. Как отмечают специалисты, в добровольном медицинском страхования на этом фоне не обойтись без единых стандартов обмена данными.
Электронные полисы «автогражданки» становятся все популярнее. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), в 2020 г. доля е-ОСАГО в обязательном страховании автогражданской ответственности (общая годовая сумме сборов — 220 млрд. руб.) вплотную приблизилась к 50% и составила 17,8 млн. полисов. Ситуация выглядела вполне победной, пока Банк России не сообщил о том, что в ходе проверок были выявлены нарушения.
В течение длительного времени из-за риска вывода средств недобросовестными страховщиками за пределы РФ перестрахование в российском обязательном страховании автогражданской ответственности находилось под запретом. В 2019 г. этот запрет был отменен в рамках международных обязательств страны по ВТО, и, наконец, появился первопроходец: СК «Гайде» перечислила 200+ млн. руб. зарубежному перестраховщику.
За последние два года (период 2019-2020 гг.) в Российском союзе автостраховщиков зафиксировано рекордное снижение остатка целевых неиспользованных средств: в восьмилетней ретроспективе приходится говорить о сокращении этого ресурса на 42%. При этом рост выплат за ушедших с рынка игроков сегмента обязательного страхования автогражданской ответственности составил +49% (более 12 млрд. руб.)
Несмотря на спутавшую планы самых разных бизнесов пандемию коронавируса и общие кризисные явления, в ушедшем непростом 2020-м российские страховые компании, по данным Банка России, улучшили свои ключевые показатели: объем собранных игроками рынка взносов вырос на 4,1% (против полной стагнации годом ранее), а в сегменте накопительного страхования жизни этот показатель достиг рекордных 25%.
Разработанный Министерством экономического развития проект поправок в действующие законы об АО (акционерные общества) и ООО (общества с ограниченной ответственностью), а именно — изменения к порядку заключения договоров по страхованию ответственности руководителей и директоров вызвал недовольство со стороны страхового сообщества, представители которого уже заявили о том, что видят в законодательной инициативе ведомства опасные нормы.
Ознаменованный пандемией ушедший 2020-й год для страховой отрасли России оказался вовсе не столь убыточным, как виделось экспертам прошлой весной: большая часть драматичных прогнозов не оправдалась, а рост объема собранных премий по итогу в годовом сравнении вырос. Страховщики уверены, что именно агенты физические лица сыграли важную роль в достижении позитивной динамики.
В конце прошлого 2020-го года в России был принят закон о ЕБС (Единая биометрическая система), существенно расширивший доступ к сервисам удаленной идентификации: если до сих пор он был только у банковских учреждений, то теперь открыт для компаний из разных секторов экономики, включая игроков страхового рынка. Что может дать биометрия страхованию и готовы ли российские страховщики воспользоваться новыми возможностями?
Самоизоляция на фоне антикоронавирусных мер в 2020 г. привела к увеличению времени, проводимого людьми в онлайне, где теперь многие и принимают решения о покупках, и совершают их. Выбор продавца или поставщика услуги во многом определяется разнообразием используемых им каналов коммуникаций. Как справляются с переходом в цифровую реальность страховые компании в России и какие каналы коммуникаций они используют сегодня?
В самом конце ушедшего 2020 г. на площадке Государственной Думы РФ обсуждалась проблема сложных финансовых инструментов: представители Центробанка, министерства финансов и профессионального сообщества обсуждали законопроект об ограничении возможности продавать структурные продукты неквалифицированным/неопытным инвесторам. Хотя судьба инвестстрахования жизни на прошедшей 30 декабря встрече не обсуждалась, не исключено, что полисы ИСЖ также попадут в число запрещенных.
Традиционная итоговая пресс-конференции Президента РФ сняла сомнения, которые оставались в отношении предстоящего реформирования отечественной системы здравоохранения: Владимир Путин подтвердил запуск реформы с первого дня наступающего года и даже назвал источники ее финансирования: из федерального бюджета на эту программу будет выделено 500 млрд. руб., еще +10% к этой сумме дадут региональные бюджеты.
По прогнозам аналитиков и экспертов, страховой рынок в России не только восстановился после вызванного мерами по противодействию китайскому коронавирусу кризисного периода, но и покажет по итогам текущего 2020 г. рекордный рост. В качестве драйвера эксперты называют страхование жизни: именно этот сегмент «оживили» государственная ипотечная программа и… собственно пандемия.
На состоявшейся в конце прошлого месяца конференции по страхованию представителем департамента финполитики Министерства финансов РФ было отмечено, что эффект проведенной кампании по вовлечению регионов страны в практический запуск закона о добровольном страховании жилья от чрезвычайных ситуаций оказался нулевым: серия встреч с властями субъектов федерации не помогла привлечь территории к реализации инициативы, ни одна региональная страховая программа на текущей момент так и не запущена.
Новая автоматизированная информационная система обязательный «автогражданки» работает в России с конца июня текущего года. Её отличает целый ряд особенностей в инфраструктурной части, о которых стоит поговорить. По мнению участников проекта, новая АИС может считаться уникальной — в том числе, благодаря микросервисному программному обеспечению и большому количеству софта с открытым исходным кодом.
Как известно, страхование ответственности перевозчика не защищает интересы пассажиров такси, а это значит, что по факту дорожно-транспортного происшествия при доказанной вине водителя максимум, на который может рассчитывать пострадавший пассажир — компенсация в пределах страхования обязательного страхования автогражданской ответственности (на сегодняшний день — до 500 тыс. руб.)
Современная тенденция такова: страховщики и страхователи не желают видеть друг друга и предпочитают осуществлять взаимодействие в режиме онлайн. Ещё недавно дистанционная покупка полиса казалось новинкой — с весны нынешнего 2020 г., подстегиваемые карантинными мероприятиями в отношении COVID-19, страховые компании стремительно и массово осваивают online-урегулирование страховых случаев. Давайте разбираться, как это осуществляется на практике и кому это выгодно.
Депутат от партии «Справедливая Россия» внёс в Госдуму законопроект, предусматривающий установление для банков запрета навязывать потребителям аффилированных (входящих в ту же группу компаний) страховщиков. В Ассоциации профессиональных страховых брокеров уверены: проблему рынка кредитного страхования в связи с завышением комиссий эта законодательная инициатива не решит и защиту заемщикам не обеспечит.
Мошенничество и коррупция непреодолимы — так свидетельствует мировой опыт. Но и не бороться с такими преступными явлениями нельзя — на этом базируется обсуждаемая в данный момент инициатива Всероссийского союза страховщиков (ВСС) по наделению полномочиями частных детективов специалистов, которые расследуют страховые события. Идея ранее одобрена Центробанком, соответствующие законодательные поправки уже поданы в Госдуму.
Актуарная модель тарификации в обязательном страховании автогражданской ответственности ОСАГО — реальность с 24 августа 2020 г., когда вступили в силу поправки, давшие страховым компаниям право на «авторский подход». Впереди — вступление в силу поправок, которые позволят при формировании цены полиса учитывать личностные характеристики водителя. Детализация расчетов базовой ставки по-новому станет возможна с 5-го сентября текущего года.