Предложение о создании некоего универсального продукта в российском автостраховании, впервые прозвучавшее еще осенью 2013 г., нашло свое дальнейшее развитие: в начале 2014 г. стало известно об одобрении идеи Минфином, а с июня Банк России и Минфин начали всерьез обсуждать эту идею с представителями страхового сообщества.
Современную жизнь уже невозможно представить без дистанционных технологий, и сфера страхования — не исключение. По данным статистики, до 40% европейцев сегодня заключают договоры страхования, не выходя из дома. В России рынок онлайн-страхования формально существует с 1999 г., однако соответствующая законодательная база формируется буквально на наших глазах, что позволяет прогнозировать бурное развитие сегмента в ближайшие годы.
Если верить статистике, на которую ссылаются страховщики, в России спрос на такие продукты, как страхование жизни и здоровья детей, медленно растет от года к году, и каждый год увеличивается в 1,5–2 раза с наступлением лета, однако о массовости этого вида страхования говорить пока не приходится. Так стоит ли оформлять детскую страховку на время летнего отдыха и какие расходы покроет страховой полис?
В составе многочисленных программ добровольного автострахования, предлагаемых на сегодняшнем страховом рынке России, особое место занимают программы так называемого «умного» страхования — страхования с использованием телематического оборудования. Собранная страховщиками статистика свидетельствует: установка навигационного тематического оборудования снижает аварийность в среднем на 20%.
Вопрос о страховании арендуемого помещения (а зачастую - и находящегося там имущества) нередко возникает при заключении договора аренды. И это особенно актуально в нынешних экономических условиях, когда даже незначительные и труднопрогнозируемые (к примеру, причинение вреда жизни и здоровью третьих лиц) убытки могут нанести ощутимый удар не только по финансовому состоянию компании, но и по ее деловой репутации.
Кто только не ищет ответы на эти извечные вопросы применительно к обязательному страхованию автогражданской ответственности, которое в последнее время стало главной проблемой российского страхового рынка! Автор очередной инициативы — Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России.
Как стало известно, на днях на рассмотрение правительства поступит законопроект, предписывающий для страхователей-физлиц обязательное досудебное обращение к финансовому омбудсмену. Станет жизнь граждан проще, а взаимоотношения со страховщиками справедливее — или на пути страхователя к правосудию просто появится дополнительное препятствие?
Многочисленные изменения в пенсионной системе России (а по мнению ряда экспертов, только за последние полгода число поправок в работу Пенсионного фонда превысило число поправок, внесенных за всю историю его существования) подталкивают россиян к необходимости заниматься вопросом обеспечения своей старости самостоятельно. При этом изначально непростая задача материального обеспечения будущего становится еще более непростой в условиях нестабильной экономики: слишком высок риск поглощения накоплений инфляцией.
Все чаще, жалуясь на убыточность автострахования, страховщики связывают свои несчастья не только с нынешней судебной практикой, которая уверенно демонстрирует предпочтения судейских не в пользу поставщиков страховых услуг, но и с так называемым «автоюризмом» — монстром, на котором можно смело ставить клеймо «Сделано в России».
С 1 января 2014 г. вступили в силу поправки к 214-ФЗ «О долевом строительстве», которые обозначили старт обязательного страхования ответственности застройщиков перед дольщиками. Отныне девелоперы, продающие новостройки в розницу, обязаны выбрать один из тех путей: приобрести страховку, предоставить банковскую гарантию или вступить в специально созданное для этих целей Общество взаимного страхования застройщиков. Наконец-то дольщики надежно защищены или?..
Для абсолютного большинства страхователей такие термины, как регресс, суброгация и цессия, остаются тайной за семью печатями даже при весьма солидном стаже пользования страховыми услугами. Практика, тем не менее, показывает, что без знания обеими сторонами базовой терминологии воспитать страховую культуру в обществе невозможно.
Природные катастрофы, потрясшие страну в последние годы, вплотную подвели к необходимости создания системы страхования от катастрофических событий природного и техногенного характера, которая позволила бы разгрузить российский бюджет, устранив нынешнюю практику компенсации ущерба от чрезвычайных ситуаций. Свои варианты решения проблемы предложили, в частности, Экспертный совет при правительстве РФ и Минфин РФ.
Российские страховые компании отмечают тяжкое завершение «года сбывшихся убытков» и готовятся к новому изнурительному марафону: оптимисты прогнозируют 10%-й прирост прибыли, пессимисты рассматривают сценарий полноценного кризиса, старт которого обозначился уже в ушедшем году.
Идея о необходимости разработки и внедрения стандартов в сегменте каско-страхования не нова — разговор о таких стандартах велся во Всероссийском союзе автостраховщиков еще два года назад. В октябре нынешнего года к идее вернулись снова: теперь в разговорах больше конкретики, но по-прежнему не совсем понятны такие моменты, как статус готовящегося документа и его юридическая сила.
Не секрет, что такой широко используемый в европейской практике страхования инструмент, как франшиза, не приживается на российском рынке. И попытки отечественных страховых компаний, вот уже несколько лет ищущих способ подружить нашего страхователя с франшизой — увы! — тщетны: частный вопрос применения франшизы накрепко завязан с глобальными проблемами страхового рынка, суть которых — отсутствие в стране страховой культуры и тотальное недоверие к страховщикам.
Агрострахование с государственной поддержкой — система, которая действует в России с 1 января 2012 г. И хотя вполне очевидно, что полтора года, в течение которых система отработала, по сути, лишь один полный цикл сельхозпроизводства, не могут быть показательны, уже в октябре текущего года правительство РФ получило от президента Владимира Путина поручение подготовить предложения по передаче всех полномочий по агрострахованию единой специализированной государственной компании.
Несмотря на участившиеся угрозы страховых компаний повысить тарифы на автострахование, де-факто происходит скорее снижение средней премии, чем ее повышение. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о том, кто и в какую сторону сегодня реально способен изменить стоимость страховки автомобиля.
Отныне в России будут страховать все запускаемые на орбиту спутники — во всяком случае, именно так поставил задачу перед Минфином премьер-министр РФ Дмитрий Медведев: глава правительства отметил, даже немалая стоимость страхования становится вполне приемлемой, если сравнить ее со стоимостью причиненных гибелью спутников убытков.
6 октября — День страховщика по календарю современных российских праздников. Отмечать профессиональный праздник в этот осенний день участникам рынка предложили по той простой причине, что именно 6 октября 1921 г. увидел свет декрет «О государственном имущественном страховании», принятый Советом народных комиссаров и положивший начало формированию системы Госстраха.