Кто такой идеальный руководитель? Ответ на этот вопрос достаточно сложный и зависит от множества специфических факторов: характера работы, особенностей взаимодействия с клиентами, психологического климата в коллективе и т. п. Эта тема — одна из наиболее дискуссионных, и здесь нет правильного или неправильного ответа. Но есть некоторые характеристики, которые позволяют хотя бы «в карандаше набросать» его портрет.
Большинство работодателей и бизнес-тренеров склонны считать, что самое главное в любом руководителе — это опыт его работы в конкретной сфере, знание технологической составляющей бизнеса, навыки администрирования и масса других умений. В таком понимании фактически любой, кто просто знает специфику работы, уже может претендовать на данную должность. Мы предлагаем подойти к решению данного вопроса более комплексно и рассмотреть руководителя не только с точки зрения его внешних особенностей, но и обратить внимание на то, каким он является «внутри».
Снаружи
Одним их важных направлений деятельности страховой компании на сегодняшний день является формирование региональной сети — весомой составляющей общей стратегии развития. При этом в условиях высокой конкуренции, характерной для рынка страхования, решающим фактором эффективности компании является наличие в ней грамотного руководителя. Для того чтобы понять, что необходимо руководителю страховой компании для успешного выполнения деятельности, достаточно обратиться к официальным квалификационным требованиям, предъявляемым к руководителю страховой компании, или к требованиям со стороны самих страховых компаний.
В соответствии с Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» руководитель страховой компании должен иметь высшее экономическое или финансовое образование, постоянно проживать на территории Российской Федерации, и стаж его работы в сфере страхового дела или финансов должен составлять не менее двух лет.
Если обратиться к требованиям со стороны страховых компаний при приеме на работу, то в большинстве случаев к должностным обязанностям руководителя относятся выполнение бизнес-плана, ведение переговоров, совершение сделок, заключение договоров от имени компании с другими субъектами страховой деятельности, бизнес-планирование деятельности компании и развитие агентской сети. При этом руководитель должен иметь высшее образование и опыт работы в финансовых или страховых организациях, на руководящей должности, знать особенности страхового рынка и иметь представление о возможных путях продвижения продуктов на рынок, обладать умением вести переговоры и быть уверенным пользователем ПК.
С точки зрения экономической эффективности для руководителя страховой компании важным является умение мотивировать сотрудников на активную деятельность, поскольку доход компании в целом или ее отдельного филиала во многом зависит от успешной деятельности страховых агентов. Для этого руководителю необходимо принимать решения самостоятельно и брать на себя ответственность за их выполнение. Руководители должны не только ориентироваться на поддержание определенного уровня работы в компании, но и уметь заинтересовать подчиненных в достижении более высоких показателей экономической деятельности компании, повысить их лояльность и удовлетворенность трудом. Поскольку рынок страховых услуг в последнее время расширяется, и конкуренция на нем становится все острее, для руководителя важно уметь быстро ориентироваться в тенденциях развития своего бизнеса и применять новые методы работы раньше конкурентов.
Судя по официальным источникам, при таком наборе требований любой желающий может претендовать на должность руководителя страховой компании. Однако ему едва ли удастся успешно справляться с работой без наличия определенных личностных особенностей.
Внутри
Ответственность
Деятельность руководителя страховой компании может характеризоваться рядом особенностей, среди которых можно назвать высокую степень ответственности и высокую «цену», которую приходится платить за совершенные ошибки, неизбежно жесткий лимит времени, необходимость постоянно предвосхищать ситуации и умение принимать согласованные решения.
Каждый руководитель страховой компании — это, прежде всего, человек, с особыми личностными чертами и деловыми качествами. Одни качества помогают ему добиться успеха на профессиональном поприще, другие — во взаимоотношениях с сотрудниками или коллегами по работе. Так или иначе, основное качество, необходимое идеальному руководителю для успешного выполнения своей деятельности — ответственность. Сюда же относится умение руководителя мотивировать персонал на эффективную работу, а также, в условиях нехватки времени (неизбежно сопровождающей каждого руководителя), делегировать часть своих функций подчиненным. Однако не только эти факторы могут способствовать успеху руководителя.
Лидерский потенциал
Личность руководителя — это один из важных факторов качественного управленческого процесса. Реальное влияние руководителя на деятельность коллектива основывается не только на его официальных полномочиях, но и на личном авторитете, т. е. базируется на двух позициях: формального руководителя и неформального лидера. Оптимальным для управления является тип руководителя с высоким официальным, профессиональным и личностным статусом. Управляющий как лидер влияет на членов группы путем личного авторитета, морально-психологического воздействия, инициативы, энергии, привлекательных внутренних качеств.
Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток на характер руководителя. При изменении условий управления, например, повышении в должности, могут меняться и его внутренние черты, т. е. имеет место динамика личностно-деловых качеств.
Харизма
Такое качество, как харизма, присущее, пожалуй, каждому лидеру, необходимо и руководителю страховой компании. Именно оно позволяет «заряжать» окружающих оптимизмом, энергией и вызывает доверие у сотрудников и партнеров по работе. Харизма делает руководителя яркой личностью, выделяет его индивидуальность, создает его неповторимый образ.
Способность убеждать, обаяние, властность, эмоциональность, уверенность в себе, неординарность мышления, умение предвидеть ситуацию, способность импровизировать — без всех этих составляющих харизмы трудно представить себе портрет идеального руководителя. Тем более, если речь идет о страховании, где личность руководителя, как визитная карточка — формирует доверие компании со стороны клиентов и выделяет ее среди множества других страховых компаний-конкурентов.
Нейтральная позиция
У активности и харизматичности руководителя есть и обратная сторона. Так, высокая сила воздействия управленца может «зомбировать» сотрудников, с очень обаятельным руководителем сложно отстаивать свою точку зрения, а слишком энергичный топ-менеджер будет стараться по максимуму нагружать подчиненных работой. Сотрудники в большинстве случаев заинтересованы в нейтральной позиции руководителя в коллективе, потому что при таком распределении ролей персонал имеет больше возможностей для развития собственного творческого потенциала.
«Не слишком…»
Отдельную группу черт идеального руководителя можно условно назвать «Не слишком»: руководитель не должен быть слишком активным, слишком требовательным, слишком критичным или слишком рискованным. Здесь, как и везде, необходим здоровый баланс. И, конечно же, самое главное в идеальном руководителе — он должен любить свое дело, отдаваться работе и всегда стремиться к максимальным результатам.
Хотя, пожалуй, и этим лучше увлекаться «не слишком».
В любопытной форме описывает идеального руководителя Шерил Келли, известный американский бизнес-консультант и директор компании Innovative Management Solutions («Новейшие Решения Менеджмента»):
- Он решает проблемы, а не вызывает их.
- Он часто обращается к здравому смыслу и принимает взвешенные бизнес-решения.
- Он может признать, что не знает, как что-то сделать, и не перестает искать правильный ответ.
- Он может превратить коллектив в команду.
- Его позитивное отношение к жизни привлекает окружающих.
- Он уважителен к другим людям.
- Он воспринимает любую задачу как прямое руководство к действию и решает ее быстро и в срок.
- Он действует «по совести», когда дело касается финансовых аспектов бизнеса.
- Он энергичен, инициативен и четко понимает, что необходимо сделать, чтобы добиться поставленной цели.