Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Приключения контейнера. Эпизод 5.

Приключения  контейнера. Эпизод 5.
Продолжение. Начало в №5 (15).



Ночь после шторма выдалась темная и тихая. Небольшие волны с легким плеском ударялись в борт корабля, лежащего в дрейфе. Моряки, свободные от вахты, крепко спали, отдыхая после трудного дня. Остальные тоже, несмотря на все старания бодриться, клевали носом. Да и мягкая тишина теплой южной ночи к этому располагала. Казалось, после всего произошедшего кораблю больше ничто не может угрожать.
Поэтому находившиеся на палубе не сразу заметили надвигающуюся опасность. После почти гнетущей тишины окрестности неожиданно заполнил резкий шум моторов. К кораблю быстро приближались два катера, и явно не с дружескими намерениями. «Тревога! Тревога!» – зазвучало во всех отсеках, и люди заметались спросонья, не понимая, что происходит.
На палубе тем временем готовились дать отпор, а двигатели включили, готовясь вывести их на полную мощность. Катера подходили все ближе, и вдруг к шуму моторов добавился сухой треск пулеметных очередей. Сомнений не оставалось: на корабль пытаются напасть настоящие пираты. И выглядели они отнюдь не так романтично, как это показано в фильмах.

Возможность получения страхового возмещения за ущерб, причиненный действиями пиратов, зависит от того, как эти действия квалифицируются. Так, если вооруженное нападение бандитов юристы склонны считать военными действиями со стороны другого государства или незаконных вооруженных формирований, то пострадавшие страховую выплату, скорее всего, не получат. Военные действия и вооруженные конфликты, как правило, относятся к стандартным исключениям из числа компенсируемых рисков.
При квалификации пиратского нападения в качестве террористического акта с выплатой дело обстоит проще. В России создан Антитеррористический страховой пул, члены которого предлагают страховки, покрывающие террористические риски. Хотя еще несколько лет назад такие риски относились к исключениям.
Проще всего квалифицировать потерю и порчу имущества, а также вред жизни и здоровью как результат противоправных действий третьих лиц. От таких неприятностей защищает практически любой полис страхования имущества и страхования от несчастного случая. А факт наступления страхового события подтвердят судовой журнал, судовой врач и компетентные международные органы.

***

Правила предписывают не оказывать пиратам сопротивления, но капитан рассудил иначе. Слишком много он слышал об абсолютной безжалостности современных морских разбойников. Даже отдав все ценности, находящиеся на корабле (а их в этом рейсе было немало), капитан не мог быть уверен, что тем самым сохранит своим людям жизнь. Пока высокие борта спасали их от пулеметных очередей. По этой же причине, даже сильно приблизившись, пираты не смогут так легко пробраться на корабль. Преимущество по силе и скорости также было на стороне команды судна. Еще немного, и они смогут оторваться от преследователей.
Видя, что члены экипажа не собираются сдаваться, пираты перешли к более активным действиям. Теперь они уже задействовали гранатомет. Раздались оглушительные взрывы. Один из снарядов взорвался прямо на палубе, и матроса ранило осколком. Но корабль уже набирал скорость. У пиратов все еще оставался, хоть и призрачный, шанс пробраться на палубу, и они продолжили обстрел с еще большей яростью, возросшей к тому же оттого, что видели, как корабль уходит у них буквально из-под носа. Моряки все еще находились в большой опасности, но тут вдалеке показался патрульный катер.
Несмотря на довольно высокие скорости катеров, пираты тут же прекратили обстрел. Единственное, что они сейчас хотели сделать – это убраться подальше от патруля, со скоростью которого вряд ли могли поспорить. А в случае поимки разбойникам по законам их страны угрожала смертная казнь. Корабль все больше отрывался от преследователей. Несколько членов экипажа проводили раненого матроса к врачу, но, убедившись, что его жизни ничего не угрожает, вернулись наверх.

Еще 4 тыс. лет назад купцы, отправляясь с караваном через моря, заключали между собой договор: если на одну из галер в море нападут пираты, то по окончании опасного путешествия оставшиеся невредимыми торговцы сложатся поровну и возместят убыток пострадавшему бедняге или его семье.

***

Хотя опасность миновала, никто не мог успокоиться. Слишком сильно это происшествие было похоже на сюжет дешевого приключенческого фильма. Только в реальности все оказалось гораздо страшнее. Кто-то вспомнил случай, когда пираты, захватившие судно, обезглавили всех членов экипажа, а тела сбросили в море. И хотя преступникам угрожает смертная казнь, а государства создали службу быстрого реагирования, моряки по-прежнему не могут быть полностью спокойны, особенно в азиатских водах.
Пиратство достигает немыслимых для современного цивилизованного мира масштабов. «Легче ограбить судно, чем банк», – говорят разбойники. Одни из них ночью тайком пробираются на корабль, стоящий в порту, и крадут все, что плохо лежит. Другие готовятся к захвату с использованием последних технических разработок. Но всех их объединяет одно – полное отсутствие жалости к мирным людям.
Как бы ни пытались в кино романтизировать образ пиратов, им абсолютно не свойственна такая черта, как благородство. Как было в средние века, так остается и в продвинутом, гордящемся своей гуманностью XXI веке. Надежда остаться в живых есть у пассажиров, за которых разбойники надеются получить выкуп. Но даже в этом случае нет гарантии, что, получив деньги, пираты пощадят невинных людей.
Команда корабля медленно приходила в себя. Капитану в ближайшем порту захода предстояло встретиться с представителями службы быстрого реагирования, управляемой IMB. Они встречают подвергшиеся нападению суда и берут показания у членов экипажа по свежим следам. Эта служба консультирует моряков, подвергшихся нападению пиратов, и добивается действий со стороны национальных правоохранительных органов.
В память об этом событии контейнер MINU сохранил вмятину от пули.

Нелепая смерть
В декабре 2001 года у берегов Бразилии во время пиратского нападения был убит 53-летний Питер Блэйк, активист «Гринписа» и известный яхтсмен. Блейк дважды – в 1995-м и 2000 году – побеждал в престижном Кубке Америки. Он также получил в 1994 году приз Жюля Верна, поставив рекорд в кругосветном плавании. Легендарный шкипер также дважды признавался спортсменом года в Новой Зеландии и был избран новым капитаном судна «Калипсо-2» после смерти Жака-Ива Кусто.


На пути к штилю

Количество пиратских нападений в мире:
2006 год — 239
200 год — 276
2004 год — 325
2003 год — 445
2002 год — 370
2001 год — 335
Третий год подряд число пиратских нападений неуклонно падает, это значит, что работа на море не будет сопряжена с риском быть убитым или ограбленным. Большую роль в сокращении пиратских нападений сыграла Международная федерация транспортных рабочих (МФТ), куда входит Российский профсоюз моряков. Россияне постоянно оказывают содействие в решении этого вопроса. С помощью выделенного МФТ гранта в размере $210 тыс. была основана служба быстрого реагирования, которая в настоящее время занимается расследованием случаев пиратских нападений и оказанием поддержки их жертвам.
Хотя ситуация с пиратством несколько улучшилась, Индонезия по-прежнему остается самым «пиратским» регионом. Второе, пусть и не почетное, место досталось Бангладеш – число нападений в водах этой страны удвоилось и составило 47. В бразильском порту Сантус актуальной является проблема нападений на контейнеровозы, стоящие на якоре. Контейнеры вскрывают, а груз похищают. Беспокойство IMB вызывает и число нападений, совершаемых в водах Нигерии и Сомали.
IMB

Соцпакет для пиратов…

Для жителей Карибского побережья XVII-XVIII веков ничто не могло сравниться с ужасами пиратских набегов. А между тем эти грозные хозяева морей порой проявляли друг о друге удивительную заботу. Так, каждый из подопечных знаменитого Генри Моргана (а их было более 3000) подписывал своеобразный «рабочий» контракт, в котором, помимо прочего, определялись права нанятого пирата: например, если в бою пират лишался правой ноги, он получал в качестве компенсации пять рабов, и только четыре – если терял левую.
Имеются сведения о том, что в Древней Греции существовали соглашения купцов-пиратов касающиеся вопросов как распределения доходов от торгово-разбойничьих операций, так и распределения потерь от морских опасностей, связанных с этими операциями.
Таким образом, «морская нечисть» одной из первых в истории озаботилась вопросами социальной защиты и страхования персонала.
vsk.ru

…и страховка для экипажа

Ставший в последние годы очень выгодным бизнес похищения людей на море ради выкупа вызвал ответную реакцию у страховщиков, и на рынок представлен новый продукт: страхование CrewSeaСure («экипажморбезопасность»). Этот вид страховки предложила лондонская компания Seacurus and Cooper Gay.
Прежде «от похищения с целью выкупа» страховали, главным образом, высокопоставленных менеджеров крупных компаний, когда они отправлялись в командировки в опасные регионы. Новое страхование разработано специально для моряков и пассажиров.
В последние годы количество нападений на суда с целью похищения людей и последующего требования выкупа резко возросло. Самое дерзкое похищение произошло в Малаккском проливе, когда бандиты напали на японское судно и похитили граждан Японии. Был заплачен выкуп в 50 млн йен. Япония после этого попыталась всерьез взяться за обеспечение безопасности в проливе, но наткнулась на упорное сопротивление Индонезии и Малайзии – последние настолько боятся за свою независимость, что предпочитают не бороться с пиратством, нежели привлекать помощь третьих стран. Ситуацию переломили опять же страховщики, приравнявшие Малаккский пролив к зоне военных действий.
Еще более опасная ситуация – в Сомали. Там похищают даже не просто отдельные суда, а целые рыболовные флотилии. Самый известный случай – это похищение нескольких рыболовных судов Таиланда сразу.
Таким образом, страхование моряков и пассажиров от похищений как нельзя более актуально. Со своей стороны страховые компании будут проверять готовность судна: опыт показывает, что, при наличии на судне отработанной системы противодействия нападению, в большинстве случаев удается отбиться или уйти. В случае, если захват все-таки произойдет, страховая компания также не будет сидеть сложа руки – у лондонских страховщиков огромные возможности в плане привлечения к делу как профессиональных переговорщиков-посредников, так и спецназа, государственного или частного.
morvesti.ru

Содержание выпуска № 6 (16) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России