Расхожее мнение об исторически сложившейся низкой страховой культуре в России — один из устойчивых мифов последних десятилетий, в основе которого — непререкаемое «у них все замечательно, а у нас все плохо». Существует ли эта самая страховая культура и действительно ли «у них» все идеально?
Важнейшее достижение 2018 г. — разворот тренда на рост убыточности ОСАГО: в ушедшем году в этом сегменте страхования впервые за несколько последних лет был зафиксирован спад убыточности (79,2% по итогам Q3-2018 против почти 120% в годовом сравнении комбинированных коэффициентов убыточности). Соответственно, в ЦБ РФ ситуацию оценивают теперь как напряженную, но не кризисную.
В подготовленном ЦБ России новом списке организаций, наделенных правом осуществлять деятельность в страховании ГО застройщиков, не оказалось СК «Респект» — крупнейшего до последнего момента игрока этого сегмента страхового рынка. В этот же день 18.12.2018 г. Госдума приняла во втором чтении законопроект, среди положений которого — возможность страховать риски девелоперов в публично-правовой компании (ППК).
Финансовый Университет РФ опубликовал результаты собственного исследования рынка обязательного страхования автогражданской ответственности в России. Эксперты обратили внимание на некоторые коэффициенты, предназначенные для учета рисковой специфики эксплуатации транспортных средств, и озвучили свои выводы относительно оптимизации тарифного коридора.
Всероссийский союза страховщиков (ВСС) в ходе форума «Страховой бизнес в эпоху перемен» выступил с заявлением о том, что дальнейшее развитие отрасли связано с созданием новых продуктов в разных видах страхования и упрощением урегулирования убытков с использованием IT-систем. Инициатива полностью одобрена и поддержана регулятором.
На текущий момент для игроков этого сегмента страхового рынка сложилась сложная ситуация: с одной стороны, есть законодательное требование к туроператорам по страхованию гражданской ответственности, с другой — этот вид страхования в силу объективных причин является убыточным для страховых компаний. В этих условиях с новой методикой оценки рисков выступила Российская национальная перестраховочная компания (РНПК).
Опрос, проведенный аналитическим центром НАФИ совместно с Всероссийским союзом страховщиков (ВСС) в сентябре 2018 г., продемонстрировал слабую готовность россиян платить за страхование своего жилья по программе добровольного страхования жилья от чрезвычайных ситуаций: понимание необходимости такой защиты подтвердили лишь 38% опрошенных.
Развитие роботехники позволило автоматизировать многие производственные процессы — но и породило новую угрозу: киберриски — опасности нового уровня, от которых нужна нового же уровня защита. О киберстраховании всерьез говорили на Форуме IV Industrial IT Forum (СПб), где был представлен инновационный страховой продукт АльфаCyber.
Как стало известно из близких к Центробанку источников, регулятор намерен ограничить права страховых агентов в части продаж отдельных видов полисов для юридических лиц. Такое предложение было озвучено в ходе обсуждения мер по регулированию деятельности страховых посредников.
По статистическим данным Российского союза автостраховщиков (РСА), доля страхового мошенничества в отечественном моторном страховании весьма высока и составляет около 30% в ОСАГО, еще порядка 20% — в автокаско. Для сравнения, в Великобритании на этот сегмент страхового рынка приходится менее 10% случаев мошенничества. Нет подобных проблем и в других странах Запада.
Для среднестатистического страхователя приобретение страховых продуктов в режиме онлайн все еще остается экзотикой, но на самом деле линейка полисов, реализуемых в сети интернет, стремительно расширяется — более того, сегодня уже возможно дистанционно (без посещения офиса страховой компании) урегулировать убытки. Далее — об «онлайн-премьерах» текущего года, которые существенно повышают комфорт практического страхования.
В последнее время на рынке туристических услуг наблюдается достаточно частый исход игроков, и сегодня эксперты другого рынка — страхового — уже бьют тревогу: ряд страховщиков, специализирующихся на страховании ответственности туроператоров, рискуют оказаться на грани банкротства из-за многочисленных случаев прекращения деятельности компаний-туроператоров.
Опрос, проведенный среди руководителей страховых компаний, позволил сделать прогноз на текущий год: игроки страхового рынка уверены, что 2018-й станет годом слияний и поглощений, что приведет к росту уровня консолидации, в том числе в десятке крупнейших страховщиков. Рост рынка (+7%) ожидается, главным образом, за счет объемов страхования жизни.
Не секрет, что для российского рынка медицинского страхования долгие годы было характерно дублирование добровольным страхованием обязательного: классические полисы ДМС предусматривали стандартный пакет услуг, включающий амбулаторно-поликлиническое обслуживание, лечение в стационаре, медпомощь на дому, скорую и стоматологическую помощь. Сегодня рынок ДМС находится под воздействием двух серьезных стимулов, определяющих развитие инновационных продуктов: возросших запросов клиентов, с одной стороны, и новых возможностей, определяемых внедрением цифровых технологий, с другой.
Недавнее конъюнктурное исследование, проведенное Финансовым университетом при Правительстве РФ, показало низкий уровень цифровизации отечественных страховщиков: в среднем по стране уровень внедрения цифровых технологий не превышает 20%, и хотя более трети игроков рынка говорят об уровне 30% и выше, пятая часть компаний оценивают свою цифровизацию лишь в 5-10%.
С начала текущего 2018г. (период январь-май) доля российских автоводителей, воспользовавшихся возможностью получения выплаты с оформлением ДТП по европротоколу по схеме прямого возмещения убытков (ПВУ), в среднем по стране выросла на 6%; в отдельных регионах России — превысила 50% от всех обращений. С 1 июня нынешнего года в системе действуют нововведения, вызвавшие неоднозначную оценку экспертов.
Во всероссийском Союзе страховщиков (ВСС) отметили обнадеживающее согласие страхового сообщества с направлениями развития РФ, обозначенными в указе президента России от 7 мая 2018г.: названные руководством страны приоритеты развития страны на период до 2024 г. не противоречат положениям разработанной союзом концепции развития отечественного страхового рынка.
В отечественной системе обязательного медицинского страхования (ОМС) в прошлом году отмечены важные тенденции: граждане российской федерации стали значительно чаще обращаться по телефонам «горячей линии» за разъяснениями и консультациями (плюс 30,3% в годовом сравнении), число жалоб при этом снизилось на 29,3%. В основе позитивных изменений – работа страховых представителей разного уровня и налаживание обратной связи с медицинскими учреждениями.
Слишком агрессивные продажи сложных финансовых продуктов привлекли внимание регулятора: в марте 2018 г. Центробанк уже приглашал к обсуждению проблемы инвестиционного страхования жизни (ИСЖ) представителей банков и страховых объединений, следующий шаг — подготовка стандарта защиты прав потребителей страховых услуг, среди задач которого — создание единых правил раскрытия покупателю информации о страховом продукте.