Факт навязывания страховых услуг в нашей стране хорошо известен и страхователям, и страховщикам, и надзорным органам, однако годы идут, а проблема остается. Одно из главных препятствий — сложность доказательства самого факта навязывания и, как следствие, инертность граждан в деле защиты своих интересов. Можно ли дать общий совет, способный помочь обманутому страхователю?
Как известно, государственное (обязательное) пенсионное обеспечение распространяется на всех граждан страны и осуществляется в рамках законодательно установленных условий и норм. Параллельно с этим на сегодняшнем рынке представлено дополнительное пенсионное страхование как разновидность долгосрочного страхования жизни, и это — реальная возможность серьезно повлиять на качество обеспечения жизни после утраты работоспособности.
Конечно, мы отправляемся за границу не для того, чтобы болеть, но на отдыхе, к сожалению, возможны и травмы, и инфекции, и внезапное ухудшение здоровья. Сама по себе не очень приятная, подобная ситуация усугубляется тем, что становится (в отсутствие надлежащей страховки) источником существенных материальных затрат. Сколько же стоит занемочь в зарубежной поездке?
Принятая сегодня форма социальной защиты интересов россиян в области охраны здоровья — обязательное медицинское страхование, или ОМС, цель которого — предоставление гражданам при нарушении здоровья (собственно страховой случай) бесплатных медицинских услуг определенного объема. При этом, как показал опрос, проведенный недавно Всероссийским центром изучения общественного мнения, почти треть населения нашей страны не имеет представления о своих правах в рамках ОМС.
Первый день текущего месяца ознаменовал старт продаж в России электронных полисов ОСАГО. Подготовка к нововведению несла всесторонний позитив – до тех пор, пока правительство не взялось за упрощение процедуры оформления ОСАГО через интернет, внеся на рассмотрение законопроект, предусматривающий отказ от использования в качестве инструмента идентификации страховой номер индивидуального лицевого счета, или СНИЛС.
С 1 июля 2014 г. российский закон «О кредитных историях» действует с учетом поправок, которые открыли страховым компаниям доступ к кредитным историям клиентов. Таким образом, Россия, хоть и с запозданием, присоединилась к мировой практике скоринга на основе кредитных историй, который должен стать позитивным фактором роста прибыльности отечественных страховых компаний.
Именно в этот день депутаты Госдумы приняли в третьем чтении (то есть, окончательно) законопроект, регламентирующий новый порядок страховой защиты для россиян, выезжающих за рубеж: теперь размер минимальной страховки составляет 2 миллиона рублей, а ответственность за здоровье и безопасность тех, кто сэкономил на страховом полисе, возложена на них самих.
Взаимное некоммерческое страхование – самая старая форма организации страховой защиты, которая существует наряду с коммерческим страхованием и самострахованием. В конце прошлого века количество обществ взаимного страхования (ОВС) в США составило почти 2 тысяч, в странах Западной Европы их число уже превысило 2 тысячи, в Российской Федерации на 2014 год действующая лицензия на осуществление взаимного страхования была лишь у 12 обществ.
Планируя страхование имущества, «продуманные» страхователи изучают рейтинги, вникают в нюансы перестрахования – и при этом не обращают внимания на те элементарные моменты, которые и делают страховку надежной, а выплаты по ней гарантированными. Какие же недочеты при заключении договора страхования могут сделать страховую премию деньгами, выброшенными на ветер?
Российский рынок страхования жизни в прошлом году рос с существенным опережением страхового рынка в целом, продемонстрировав более чем 25%-й прирост совокупных сборов премий. Нынешняя экономическая ситуация в стране несет данному сегменту страхования определенные угрозы – но и открывает определенные перспективы, включая новый толчок к развитию за счет продуктов, не связанных с кредитами.
При возникновении несогласия между страховой компанией и ее клиентом последний, как правило, традиционно оказывался в слабой позиции: незнание правовых аспектов и нюансов страхового договора практически не оставляло ему шансов на победу в споре. Однако ситуация резко изменилась после распространения на страхование закона о защите прав потребителей (2012 г.), когда на российском страховом рынке появились аджастеры (проще страховые юристы).
В условиях нарастающего экономического кризиса рынок каско-страхования в России стремится к локальному управлению тарифами. Это проявляется как в заметно отличающей динамике роста цен на полисы, в зависимости от региона, так и в появлении гигантских «вилок» внутри регионов при страховании автомобилей разных марок. Общее дл всего рынка - движение в сторону той критической стоимости полиса, после которой добровольное автострахование исчезнет как вид.
Улучшение качества российской медицины - благородная задача, решением которой периодически занимаются разные ведомства. Очередной вариант - инициатива Минздрава: по задумке чиновников от медицины, главное в этом деле - желание и стремление россиян не болеть, а простимулировать это стремление решено… рублем. Платный «ОМС+» - инструмент легализации теневых соплатежей пациентов в сфере бесплатной медицины.
Согласно существующей статистике, в январе текущего года количество безработных в Российской Федерации превысило 4,1 млн., продемонстрировав, по сравнению с данными сентября прошлого года, рост на 13,7%. В этих условиях самое время вспомнить о том, что многие россияне хотели бы получить материальную поддержку при потере работы. Однако столь актуальные сегодня полисы на российском рынке страхования — все еще экзотика.
Урегулирование убытков является важнейшим элементом деятельности всякой страховой компании, а порядок осуществления этого процесса - весомым критерием качества страховых услуг. Известно, что качественное состояние российского рынка страховых услуг во многом не отвечает требованиям страхователей. Что же происходит после наступления страхового случая?
Выезжая за границу своей родной страны, грамотный путешественник в заботе о своей безопасности непременно приобретет страховой полис, позаботившись о надежности выдавшего его страховщика и о полноте страхового покрытия. Но далеко не все знают, что напрямую ответственность за туристов рубежом несет вовсе не тщательно выбранный страховщик, а местная компания ассистанс.
Обеспечение населения лекарственными средствами — это проблема, которая должна решаться в каждом цивилизованном обществе. К сожалению, в нашей стране, несмотря на то, что дискуссии на эту тему ведутся со времен распада СССР, до настоящего времени для большей части населения отлаженные механизмы лекарственного страхования не созданы. Готово ли отечественное страховое сообщество поддержать возможное введение системы лекарственного возмещения?
Как известно, с 2002 г. аудиторские фирмы в России не имеют права проводить обязательный аудит без заключения договора страхования. Однако отечественный закон несколько «сыроват» и во многом отличается от зарубежных аналогов, страховщики не всегда различают страхование гражданской ответственности от страхования риска ответственности при осуществлении аудиторской деятельности, а аудиторская общественность всякий раз затрудняется в выборе страховой компании, используя в качестве критерия №1 минимальный страховой тариф.
Как известно, действующее российское законодательство предписывает страхование выезжающих за рубеж туристов только в тех случаях, когда этого требует страна пребывания — государства Шенгенской зоны, в частности. В страны же с действительно высокими рисками россияне могу отправляться и без медицинской страховки. Исправить такое положение вещей призван ожидаемый участниками рынка закон об обязательном медицинском страховании выезжающих за рубеж.