Работа регулятора предполагает различные виды деятельности на страховом рынке, что в полной мере проявилось на прошлой неделе: ФСФР лишила лицензий сразу девять страховых брокеров и страховую компанию, приостановила действие лицензии сбежавшего от своих клиентов «Регионального альянса», одобрила выдачу лицензии на перестрахование страховой компании «Метротон» и предложила проект регоамента по предупреждению банкротства страховщиков.
Первый квартал 2012 г. прошел для страховой группы «СОГАЗ» под знаком серьезного роста бизнеса: количество проданных страховок возросло почти на треть, а собранная страховая премия превысила 35 млрд. руб. Миллиардные контракты, подписанные «СОГАЗом» с такими клиентами, как группа «Газпром», Туапсинский НПЗ, «Новатэк» и пр. определили нового лидера на российском страховом рынке, обошедшего по сборам «Росгосстрах».
Несмотря на распоряжение правительства РФ от 28 декабря 2011 г. (№ 2415-р), предписывающее ФСФР переход к оказанию услуг и осуществлению функций в электронном виде, в плане страхнадзора по выполнению этого предписания в срок до августа 2013 г. электронные госуслуги страховым компаниям не предусмотрены. А вот граждане смогут оценивать работу руководителей уже с 1 января 2013 г.
Как оказалось, ответственность перед третьими лицами и каско российского самолета, потерпевшего крушение 9 мая 2012 года в Джакарте (Индонезия) с пассажирами на борту, были застрахованы в компании «Капитал Страхование», входящей в ГК «Росгосстрах».
Министерство финансов России признало нежизнеспособной идею ФСФР о создании на страховом рынке системы защиты по аналогии с системой защиты банковских вкладов и не поддержал законопроект, предполагавший схему возмещения убытков для обманутых участников долевого строительства.
Скандальные истории, связанные со случаями несостоятельности туристических компаний, приобретают новое звучание: в то время как пострадавших клиентов турфирмы «Идеальный мир» призывает отстаивать свои интересы в судебном порядке Роспотребнадзор, их друзья по несчастью, являвшиеся клиентами туроператора «Ланта-тур вояж», уже начали обращаться в суд сами.
Парад протестов региональных прокуратур против предложенной «Росгосстрахом» схемы ОСАГО±ТО завершился 3 мая решением апелляционной инстанции, отменившей решение Опочецкого райсуда (Псковская область) от 24 февраля 2012 г. о признании такого полиса ОСАГО недействительным. Впрочем, «Росгосстрах» не лишился всеобщего внимания: теперь судиться с РТС призывает Роспотребнадзор.
Чтобы ни происходило на страховом рынке, среди основных событий всегда числятся выплаты в рамках обязательств страховых компаний: на ушедшей неделе «Согласие» оплачивало сельскохозяйственные риски, «Ингосстрах» — гибель урожая и банкротство туропреатора «Ланта-тур вояж», «Росгосстрах» готовился к урегулированию убытков от крупного пожара.
Как известно, 11 июня текущего года должен состояться аукцион по продаже «Югории». Хотя близкий к этой сделке источник выразил надежду на участие в аукционе не только отечественных, но и иностранных страховщиков, пока ходатайство в ФАС на приобретение государственной страховой компании «Югория» подал только «Ингосстрах» и его «дочка» — «Инвестполис».
ФСФР сообщила о планируемых изменениях, призванных повысить транспарентность отечественного страхового рынка: согласно нового проекта, информация о решениях, принимаемых регулятором по результатам проверок финансового состояния страховых компаний, станет публичной. Пока регулятор заботиться о новом уровне прозрачности, исчез еще один игрок рынка — компания «Первое РСО».
На 1,8 млрд. руб. «Первая страховая компания» застраховала ЗАО «Моспромстрой» (строительно-монтажные риски и гражданская ответственность строителей за возможное причинение вреда третьим лицам). В портфеле страховой компании «СОГАЗ» появился страховой договор с лимитом ответственности в 228,1 млрд. руб.
Решением президиума Российского союза автостраховщиков (РСА) из союза исключены ОАО «Инкасстрах» и ОАО «Страховая группа «Региональный альянс». Еще два страховщика уличены в мошенничестве: не названные пока страховые компании для получения чистых бланков полисов использовали фальшивые банковские гарантии.
Пока Ростуризм декларировал свою готовность предпринять все зависящие от него действия по разрешению ситуации, возникшей в связи с неисполнением обязательств турфирмой «Идеальный мир», и выражал плохо аргументированную уверенность в том, что страховая компания «Росгосстрах» не оставит без выплат пострадавших туристов, помощь клиентам недобросовестного туроператора пришла с неожиданной стороны.
В канун своего двадцатилетия САО «Экспресс Гарант» проводит акцию, адресованную ограниченному кругу автовладельцев (физических и юридических лиц). Компания «Согласие», пребывание которой на рынке почти на год меньше, решила, что пришло время обновить бренд.
27 апреля Госдума приняла во втором чтении два законопроекта, имеющих отношение к рынку страхования: об обязательном страховании ответственности перевозчиков перед пассажирами и о регулировании деятельности россиян (физических и юридических лиц) в Антарктике.
По заявлению заместителя руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Игоря Жука, анализ данных об итогах деятельности страховых компаний, работающих в сфере страхования ответственности туроператоров, свидетельствует о наличии серьезных убытков, что заставляет некоторых страховщиков задуматься об отказе от этого вида деятельности.
О предотвращении мошенничества сообщили страховые компании «МАКС» и «Росгосстрах»: примененные схемы — от обычного обмана с поддельными документами до организованной преступной деятельности целой группы, на счету которой — порядка 30 имеющих признаки мошенничества эпизодов.
24 апреля Госдума во втором чтении приняла давно обсуждаемые поправки к закону о туристической деятельности: теперь туристические фирмы обяжут создавать саморегулируемые организации и формировать компенсационные фонды, а страховые компании получат право регресса к туроператорам. Основное назначение поправок — усиление защиты туристов.
Итоги I квартала по рынку ОСАГО продемонстрировали расслоение в рядах страховщиков: так, для 17% страховых компаний этот вид бизнеса оказался убыточным, хотя в ФСФР пока не видят повода для беспокойства. Минтранс, тем временем, продолжает корректировать правила проведения независимой технической экспертизы по «автогражданке».