Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Страховая консультация

Страхование путешественников (туристов)

Вопрос:

Рекомендации туристам и путешествующим.


Ответ:

Вопрос о приобретении страхового полиса или отказ от него для большинства туристов, выезжающих за рубеж, давно не вызывает сомнений. Но до сих пор до конца не ясно, как обращаться с этим важным документом, какие он дает права отдыхающему и какие накладывает обязательства. Отсюда - нарекания к страховым компаниям со стороны клиентов и наоборот. Постараемся помочь не слишком опытным страхователям и перечислим основные ошибки, которые допускают обладатели страховых полисов, отправляясь на заграничные курорты.

Правило 1

Прежде всего запомните правило № 1: никому - ни гиду, ни старшему по туристической группе, ни тем более врачу в отеле - не отдавайте свой паспорт и страховой полис. Дело в том, что в последнее время во многих курортных странах (особенно на Кипре и в Турции) распространилось страховое мошенничество, которое основано на фабрикации иностранными медиками поддельных историй болезни ради получения необоснованных выплат от российских страховых компаний. Расставшись со страховым полисом, вы невольно можете оказаться соучастником уголовно наказуемого мошенничества и позднее быть привлеченным к ответственности.

Сообщать регистрационные данные по вашей страховке необходимо только оператору ассистанс-службы или лечащему врачу. Кроме того, нелишним будет переписать необходимую информацию из полиса (его номер и телефон представителей страховщика на курорте), чтобы в случае потери или уничтожения этого важного документа не остаться без медицинской защиты. Если с вашим страховым полисом что-либо произошло, следует немедленно поставить в известность страховую компанию.

Правило 2

Правило № 2 гласит: никогда не пренебрегайте услугами ассистанс-службы. В случае внезапного заболевания сначала обратитесь к ее операторам, а потом уже отправляйтесь в указанное ими медицинское учреждение. Не забывайте, что у многих страховых компаний такие звонки для страхователей бесплатны (это, кстати, обязательно указывается в полисе). Однако очень часто российские путешественники, почувствовав недомогание, в панике кидаются к гостиничному врачу. В результате пострадавшему приходится не только расплачиваться с врачом наличными (если гостиничный эскулап отказывается принимать полис российской страховой компании), но зачастую и... переносить гораздо больше медицинских манипуляций, чем требует его заболевание. Например, гражданке М. из Москвы при диагнозе легкая простуда был назначен 5-дневный курс антибиотиков, двухчасовая капельница с препаратом, очищающим кровь, и промывание желудка. Нередко самые безобидные заболевания, вроде расстройства пищеварения из-за перегрева на солнышке, диагностируются иностранными медиками как инфекционные кишечные заболевания (что для госпиталя гораздо выгоднее), и туристу назначается соответствующее лечение.

Если вы направитесь в госпиталь, с которым у страховой компании через ассистанс-службу заключен договор, то окажетесь под контролем и юридической защитой партнеров страховой компании, которые заинтересованы в том, чтобы медицинские услуги оказывались вам своевременно, качественно и в оптимальном для конкретного заболевания объеме. Кроме того, ассистанс-служба при необходимости предоставляет заболевшему переводчика, обеспечивает приезд родственников или его эвакуацию на родину.

Правило 3

Правило № 3 звучит достаточно парадоксально: если вам была оказана экстренная медицинская помощь, не забудьте проинформировать об этом страховую компанию. Поясню на примере. Один из клиентов крупной российской компании попал в автокатастрофу на территории европейского государства. Гуманные порядки этой страны не позволяют бросать потерпевшего иностранца на улице, даже если он не в состоянии предъявить страховой полис. Юноша был доставлен в госпиталь и прооперирован, о чем он... просто забыл сообщить своему страховщику. Вернувшись в Москву, молодой человек получил из иностранного госпиталя счета устрашающего размера. Не оплатить их - значило навсегда лишиться шенгенской визы. И только после этого он заявил о случившемся в страховую компанию. Проблема состояла в том, что действие страховки заканчивалось при обратном пересечении границы и никаких прав на возмещение убытков страхователь уже не имел. Так что не забывайте своевременно связываться со страховой компанией, помните, что срок страховки в большинстве случаев ограничен временем вашего пребывания за границей.

Ваша безопасность в ваших руках

Срок действия страхового полиса в разных компаниях определяется по-разному. Иногда он начинается уже с момента прохождения паспортного контроля в российском аэропорту, а иногда - с момента пересечения границы иностранного государства. То есть совсем необязательно, что страховка покрывает травмы, полученные на борту самолета. Немало опасностей и разочарований, связанных со страховкой, ждет туриста уже на курорте - не стоит забывать, что далеко не все несчастные случаи, которые могут с вами приключиться, являются страховыми. Приведем наиболее актуальные правила безопасности для туристов:

В самолете

  • Никогда не следует помогать стюардессе разливать горячие напитки. Бортпроводники проходят специальный тренинг, чтобы обезопасить себя и пассажиров, а ваш джентльменский порыв может обернуться нешуточными ожогами.
  • Самые опасные места в авиалайнерах - около прохода, непосредственно под створками багажных ящиков. Старайтесь не сажать туда детей, потому что предметы, выскользнувшие из ящиков в момент, когда самолет проваливается в воздушную яму, могут причинить серьезные травмы.
  • В авиапутешествие лучше не надевать туфли на шпильках - если вам придется воспользоваться аварийным надувным трапом, такая обувь способна проткнуть резиновую обшивку или травмировать других пассажиров.
  • Если самолет попал в аварийную ситуацию и бортпроводник сообщает пассажирам правила поведения на борту или порядок эвакуации, постарайтесь сначала дослушать все, что вам будет сказано, а потом уже задавайте вопросы.

В гостинице

  • Банальный, но необходимый совет: изучите план эвакуации в случае пожара. Поверьте, если действительно что-либо загорится, у вас уже не будет ни сил, ни времени подробно рассмотреть эту картинку, а главное - правильно сориентироваться на местности.
  • Даже в самой фешенебельной гостинице случаются кражи. И никакой замок не сможет предохранить ваши деньги и другие ценности от гостиничных воришек или просто не в меру корыстной горничной. Воспользуйтесь платным сейфом - в этом случае администрация, по крайней мере, несет ответственность за оставленные ценности.
  • Вода - это жизнь, и не только для человека, но и для вредных бактерий. О том, что пить воду из-под крана в чужой стране не стоит, знают, наверное, все туристы. Но не следует также мыть под краном фрукты и овощи - лучше приобрести питьевую воду и пользоваться ею, особенно если с вами отдыхают дети.

На пляже

  • Как уже было сказано, многие несчастные случаи не попадают в разряд страховых и не компенсируются стандартной страховкой. Например, перегрев или солнечный ожог вам придется лечить за свой счет и своими медикаментами.
  • Все сказанное выше относится и к травмам, полученным во время занятия пляжными видами спорта, как то: плавание на надувном "банане", катание на серфинге, прыжки с парашютом, погружение с аквалангом, игра в пляжный волейбол. Конечно, страховая компания может проявить снисхождение к своим клиентам и оплатить медицинские услуги, но в соответствии с правилами страхования, которые вы подписали при получении страховки, она этого делать не обязана.
  • Не забывайте, что на каменистом морском дне встречаются колючие и довольно ядовитые морские ежи. Если на них наступить, можно оказаться на несколько дней прикованным к постели.

Материал подготовлен на основании статьи О.Карповой "Безопасность туриста" - Туризм и отдых № 5, c.173-174.



Назад в раздел







Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России