Единая лицензия на финрынке: реформа или пагубная инициатива?
Опубликовано: 12 / 09 / 2021
|
|
|
Предложенное Центробанком РФ введение единой лицензии на отечественном финансовом рынке принято профессиональным сообществом неоднозначно: регулятор считает перспективной модель открытого совмещения видов деятельности — экспертное сообщество видит в инициативе путь к укрупнению и угрозу монополизации страхового рынка.
|
|
Реформа лицензирования по задумке регулятора — это возможность совмещения видов деятельности для негосударственных пенсионных фондов, управляющих и страховых компаний, включая доступ к предоставлению агентских услуг. Например, совместно работать в сфере пенсионного обеспечения (негосударственного) смогут НПФ и страховщики жизни, а страховым организациям предлагается освоить функции управляющих компаний.
В ЦБ считают, что результатом подобного совмещения может стать новый для российского рынка вид страхования, известный как unit-linked insurance plan, или долевое страхование жизни.
По оценке Центробанка, реализация инициативы займет до 7-ми лет с учетом двух лет на подготовку законодательных изменений и необходимых нормативных актов, после чего изменения в бизнес-процессах игроков рынка могут быть выполнены за три года (по минимуму).
Консультативный доклад ЦБ РФ по реформе
В конце лета в рамках брифинга по докладу регулятора «Совмещение видов деятельности на финрынке» устами зампреда Банка России были озвучены приоритетные направления предлагаемой реформы, предполагающие совершенствование регулирования, а именно:
· право для финорганизаций на осуществление бизнес-активности, взаимодополняющей ко всем представленным на профильном рынке видам деятельности (платежные услуги, инвестконсультирование, доверительное управление, а также любая нефинансовая деятельность , включая агентскую);
· объединение разных видов деятельности, имеющих сходные базовые риски.
Сходство экономических моделей и рисков у регулятора видят, в частности, в страховании жизни и негосударственном пенсионном обеспечении, в силу чего считают, что логично осуществлять оба вида деятельности (по желанию, естественно) одному юрлицу. Логичным в Центробанке считают и осуществление функции финансового посредника в дополнение к основным видам деятельности на рынке финансовых услуг.
По мнению руководства Центробанка, единая лицензия стимулирует конкуренцию на финрынке, поспособствует ускорению цифровизации процессов, минимизирует издержки, станет основой для появления новых кросс-секторальных услуг.
Всего регулятор предлагает 8 совмещенных групп для совместителей лицензий, внутри каждой из которых в полном объеме должны соблюдаться требования по ведению деятельности:
1. оказание платежных услуг нефинансовыми организациями без участия банков;
2. нефинансовая (в том числе агентская) деятельность;
3. инвестиционное консультирование;
4. доверительное управление для кредитных, страховых и микро-финансовых организаций, брокеров, НПФ (выполнение функций УК и индивидуальных управляющих);
5. НПФ + страхование жизни;
6. страховщик + УК инвестфонда;
7. отдельные виды финдеятельности на временной основе компаниями-разработчиками финтехрешений (упрощенные требования);
8. прочие направления под обсуждение с игроками рынка.
Основные этапы проведения реформы
Определяя этапность новаций, у регулятора основывались на том, какие виды совмещения представляется наиболее просто реализуемыми, и обещали опираться на мнение игроков рынка. На данный момент приоритетность этапов выглядит как последовательная реализация следующих возможностей:
· для финорганизаций — инвестконсультирование и доверительное управление (индивидуальное);
· для финансовых компаний (выборочно) — нефинансовая деятельность, коллективное доверительное управление, создание продуктов unit-linked insurance plan;
· для финансовых и нефинансовых организаций — предоставление платежных услуг, совмещение функций страховщика жизни/НПФ, упрощенный допуск для финтех-стартапов (временный).
И приоритетность, и порядок реализации этапов может меняться с учетом итогов публичного обсуждения.
Потенциальные риски
В ЦБ РФ не скрывают, что видят угозу возникновения кросс-секторальных и системных рисков, способных оказать негативное влияние на финустойчивость как отдельных организаций, так и всего рынка.
Не исключается и «too big to fail» — эффект утраты общей финансовой стабильности на фоне упрощения создания потенциально способных утратить устойчивость системно-значимых игроков (финорганизаций и технологических компаний).
Во Всероссийском союзе страховщиков уточняют: пятое из обозначенных регулятором направлений (НПФ + страхование жизни) для страхового рынка и вовсе чревато монополизацией. ВСС призывает ходить к подобным инновациям с большой осторожностью и пропускать каждое нововведение через самое серьезное обсуждение.