15.06.2011
Страсти по техосмотру автомобилей, или новые функции РСА
Эра прохождения техосмотра транспортных средств с участием органов МВД окончена: на вчерашнем заседании Госдумы во втором чтении принят законопроект, согласно которому право на проведение ТО передается операторам — индивидуальным предпринимателям или юрлицам, аккредитация которых будет проводиться Российским Союзом Автостраховщиков (РСА).
Согласно законопроекту, аттестат аккредитации будет бессрочным, а размер платы за его получение будет установлен правительством. Помимо полномочий по аккредитации, РСА обязуется обеспечивать контроль за деятельностью аккредитованных операторов ТО (в том числе проведение плановых проверок и выездных проверок на основании жалоб).
В компетенции РСА будет также находиться ведение реестра операторов техосмотра, поддержка содержащего сведения из этого реестра открытого информационного ресурса, учет бланков талонов техосмотра, включая бланки международных сертификатов ТО, и организация обеспечения операторов ТО бланками по схеме, аналогичной схеме распределения бланков ОСАГО.
Связь ТО и ОСАГО, соответственно, становится непосредственной: информация о дате истечения срока действия ТО будет вноситься в полис «автогражданки». В перспективе сведения о прохождении техосмотра планируется аккумулировать в базе данных, доступ к которой будет открыт страховщикам для проверки состояния ТО страхуемого транспортного средства.
Соответственно, для получения аккредитации оператор техосмотра должен располагать не только установленными средствами технического диагностирования и определенным штатом сотрудников, но и техническими возможностями для передачи сведений в единую автоматизированную информационную систему.
Комментируя нововведения, глава РСА Павел Бунин отметил логичность передачи подобных полномочий профессиональному объединению страховщиков: с одной стороны, РСА реально располагает ресурсами для создания эффективной системы контроля, с другой стороны, заинтересованность страховщиков в снижении аварийности из-за технических неисправностей должна позитивно отразиться на качестве ТО.
Важнейший момент законопроекта — высокая степень ответственности оператора ТО: ущерб, причиненный вследствие неустановленных во время техосмотра неисправностей, ложится полностью на проводившего ТО оператора.
Дата предположительного вступления закона в силу — 1 января 2012 года.