Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Кто ответит за жизнь и здоровье пассажира такси?

Опубликовано: 25 / 10 / 2020

Кто ответит за жизнь и здоровье пассажира такси?

Как известно, страхование ответственности перевозчика не защищает интересы пассажиров такси, а это значит, что по факту дорожно-транспортного происшествия при доказанной вине водителя максимум, на который может рассчитывать пострадавший пассажир — компенсация в пределах страхования обязательного страхования автогражданской ответственности (на сегодняшний день — до 500 тыс. руб.)  


Теоретически пострадавшие во время поездки на такси могут подать соответствующий иск против водителя на дополнительное взыскание ущерба, однако подобные попытки восстановить справедливость являются единичными, судебная практика по ним мизерна, а получить возмещение даже с судебным решением на руках практически невозможно.

По данным Центра компетенций международного евразийского форума такси, в текущем 2020 г. 25 % дорожно-транспортных происшествий, случившихся на дорогах Москвы, совершены при участии такси; более трети аварий совершаются по вине водителей-мигрантов.

Действительно, сотни тысяч таксистов в России зарегистрированы как самозанятые, их работа никем не контролируется, подлинность шоферских удостоверений водителей-мигрантов, полученных в других странах, проверить сложно— да никто и не пытается.

Несут ли ответственность агрегаторы?

Сегодня мы все с удовольствием пользуемся услугами агрегаторов, ведь чтобы с их помощью вызвать машину такси, достаточно позвонить по телефону или использовать мобильное приложение. При этом не слишком афишируется тот факт, что услуги агрегаторов водителям и таксопаркам классифицируются исключительно как информационные.

Через обычный договор оказания услуг с IT-компаниями к перевозкам людей обеспечивается допуск в качестве водителей самозанятых лиц без какого-либо дополнительного контроля.

Согласно действующему законодательству, агрегаторы такси никакой ответственности за попавшего в аварию пассажира не несут — и в этом вопросе рубежом ничуть не лучше, чем у нас в России.

Яркой иллюстрацией безответственности такого крупного агрегатора, как Яндекс.Такси, является случай с жителем Петербурга, произошедший в 2017 г.: водитель заказанного через популярное приложение такси на большой скорости уснул за рулём, врезался в гранитную набережную и скончался на месте ДТП. Серьезно пострадавший пассажир так и не смог получить компенсацию за нанесенный его здоровью ущерб.

Два законопроекта — ни одного решения

В 2018 г. в Госдуме прошел первое чтение законопроект, закрепляющий ответственность агрегаторов и таксопарков за здоровье пассажиров, однако больше нижней палатой документ не рассматривался — возможно из-за содержащегося в нём запрета на доступ к перевозкам официально не нетрудоустроенных водителей.

По мнению участников рынка, официальное оформление В таксомоторной компании или агрегаторе всех самозанятых приведёт к увеличению расходов компаний, как следствие – к росту тарифов, а затем и к падению спроса.

В декабре 2019 г. в Госдуму был внесен альтернативный законопроект, в котором отмечается, что у самозанятых водителей нет инфраструктуры, необходимой для обеспечения безопасности — правда, речь идёт лишь об обещании создать дистанционные системы контроля в каком-то неопределённом будущем (справедливости ради следует отметить, что данный законопроект по формальным причинам уже феврале был возвращен автором, которые пока не готовы подать его вторично).

При этом в Общероссийском объединении пассажиров (ООП) уточняют: ни один из законопроектов не предполагает создание прозрачного механизма урегулирования инцидентов с пассажирами и возмещение ущерба пострадавшим со стороны таксопарков или агрегаторов.

Мнение Минтранса: закон, который установит требования ко всем участникам рынка таксомоторных перевозок, необходим (какой из вариантов ведомство готово поддержать, не уточняется).

Мнение агрегатора Яндекс.Такси: самозанятые водители самостоятельно платят налоги и отвечают за свою работу полностью — достаточно просто уравнять их права и обязанности с ИП, выдавая разрешение на перевозку пассажиров.

Кроме того, предлагается распространить на всю страну практику применения программы страхования поездок, которую уже сейчас на добровольной основе внедряют многие сервисы.

Share |

Все Статьи о страховании

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России